RSS 
начало / транспорт / nissan patrol y61 tb45e 99' /
17 мая 2016

ГБО. Установка, эксплуатация, демонтаж, честный расчет экономичности.


Многих удивляет мой выбор машины, то почему она не дизельная и естественно главный вопрос: «Как я её прокармливаю». Когда в 2012 я принимал решение об установке ГБО у меня стоял штатный бак и основные аргументы были следующие:

1)      Увеличить запас хода, штатный бак был мал.

2)      Мне было крайне любопытно, как это «ездить на газу».

3)      Повысить экономичность автомобиля. Это был не определяющий критерий, т.к. ездил я на машине тогда редко. Просто хотелось «бонус».

В качестве оборудования было выбрано BRC. Основная причина – продвинутая система настройки, которая минимизирует ошибки настройщиков. Однако настройка всё равно проходила не совсем гладко.

Баллон был выбран 140л ( вмещал 122л газа). Расположение на правой стороне багажника.

 

Варианты расположения баллона(ов).

Перед тем как ставить ГБО, я основательно и долго думал над тем, как поставить баллон(ы) ГБО. Я рассматривал только варианты расположения в багажнике, другие варианты для меня не приемлемы по объективным причинам. Для всех вариантов установки баллонов я перед установкой сделал простенькую 3D модель багажника Патрола в SolidWorks. Это помогло оценить в своё время мне масштабы операции и выбрать для себя наиболее подходящий вариант (у меня 2−ой вариант, баллон STAKO d450x990). Надеюсь, вам тоже поможет.

моделька

 

Варианты.
Существует по сути всего три варианта установки баллонов для патрола. Варианты с «торами» я даже не рассматривал – они необъёмные, дорогие, тяжёлые и, как правило, в патроле их девать просто некуда. Поэтому рассматривал только цилиндрические баллоны и их установку в багажник.

1) Установка баллона за вторым рядом сидений «поперёк».

«+»:
— удобно ездить по магазинам
— равномерная загрузка авто по бортам

«-»:
— «Прощай багажник» — длинномеры не провезёшь.
— третий ряд сидений невозможно использовать.
— спальник нереализуем

 

поперёк

 

2) Установка 1−ого баллона по правому борту авто. По правому, т.к. если будет по левому, то придётся каждый раз открывать дверь с запаской чтоб что-то взять.

«+»:
— всё ещё удобно ездить по магазинам
— возможно поставить одно сиденье 3−его ряда слева
— реализуем хоть какой, но спальник на 1−ого человека, хотя если вы с женой не крупные люди – то там можно и вдвоём поместиться.

«-»:
— загрузка авто на один борт(баллон 140л, заправленный газом 122−124л, весит 100кг). На самом деле это совсем не чувствуется.
— баллон, установленный на правой стороне, загораживает лючок бензонасоса. Плохо конечно, но у меня сложностей не вызвало откинуть баллон в сторону, когда это было надо.

https://b-a.d-cd.net/5e91b98s-480.jpg

https://e-a.d-cd.net/191b98s-480.jpg

3) Установка 2−ух баллонов по бортам.

«+»:
— равномерная загрузка по бортам
— реализуем спальник
— легко перевозить длинномеры

«-»:
— неудобно ездить в по магазинам (либо высокий пол(если органайзер есть), либо мешает баллон при складывании вещей через малую дверцу).
— по сути вариант не работоспособен без органайзера, который поднимет пол поверх баллонов
— перекрывается правым баллоном лючок бензонасоса.
— третий ряд сидений невозможно использовать.
— этот вариант будет дороже на 4−5т.р.
— этот вариант будет тяжелее на почти 20кг.

https://h-a.d-cd.net/f691b98s-480.jpg

https://d-a.d-cd.net/ce91b98s-480.jpg

 

 

Эксплуатация.

Разницы между ездой на газу и бензине я не почувствовал. Машина тянула одинаково на обоих видах топлива, не перегревалась, цвет свечей был правильный, расход газа соответствовал обещанному (был на 15% выше бензинового).

С заправками также проблем я не почувствовал (в европейской части России). Они есть. Их где-то больше, где-то меньше, но 120л газа всегда хватало от заправки до заправки с запасом.

В течение эксплуатации было выявлено следующее:

1.       Крепление баллона так, как это делают установщики ГБО, для использования вне дорог недопустимо. Баллон недостаточно прижить к полу. При езде по грейдерам крепление баллона расшатывается, и начинают течь газовые трубки подходящие к нему.  Тряску баллона можно было наблюдать даже в зеркало заднего вида, хотя при раскачивании руками всё казалось достаточно прочным. Для решения проблемы были изготовлены ложементы под баллон (вырезаны по форме). Притягивание баллона к полу через ложементы тотально решило проблему. При демонтаже газовщики были в восторге от такого решения.

2.       Отказ ГБО в дальней поездке. Перестал включаться клапан на баллоне. Причины явления толком не выяснялись, т.к. по возвращению из поездки ГБО было демонтировано.

3.       «Подтупливание» при активном использовании педали газа. На сложных участках бездорожья приходилось переключаться на бензин. Проблему «подтупливания» не удалось полностью решить с самой настройки. Я это связываю с отсутствием лямбда зонда и регулятором давления топлива, имеющим вакуумную коррекцию. Эти два обстоятельства делают бесконтрольным поведение газового ЭБУ в сложных переходных режимах.

4.       За 30ткм пробега и 1.5 года экономия по сравнению с бензином составила менее 25%. Как это произошло будет изложено ниже.

 


 

Реальная экономия.

Я не могу назвать себя экономистом, даже наверное наоборот, но у меня много статей расхода и поэтому мне приходится жестко контролировать финансы. Это всегда позволяет понять сколько стоит в реальности то или иное жизненное обстоятельство.

На экономичность ГБО влияют следующие факторы:

1)      Цена ГБО

2)      Соотношение цены на газ и бензин

3)      Соотношение расхода на газу и на бензине

4)      Стоимость ТО ГБО

5)      Количество бензина уходящего на прогрев/Скорость включения газа

 

Если взять данные на момент демонтажа/установки ГБО, то получим следующее:

1)      ГБО обошлось мне в 45т.р.

2)      Бензин 92 стоил – 29р, газ стоил 17р.

3)      Расход газа на 15% выше

4)      Стоимость ТО ГБО – 1000р каждые 10т.км

5)      За 1.5года статистики, средний расход бензина составил 1.5л/100км

 

Для адекватного расчёта необходимо посчитать сколько стоит проехать 10т.км на бензине, а сколько на газу. За основу возьмем средний расход 20л/100км

 

На бензине: 29[р] х 20[л/100км] х 10000км/100км = 58000р.

 

На газу стоимость проезда 10т.км является сумма «газ + ТО ГБО + бензин на прогрев»: 17[р] х 20[л/100км] х 115% х  10000[км]/100[км] + 1000[р] + 29[р] х 1.5[л/100км] х 10000км/100км=44450р

 

Таким образом, если поделить второе на первое получим: 44450р/58000р=0,76. Другими словами ездить с ГБО на 24% дешевле, чем на бензине.

Это справедливо для моего режима эксплуатации, двигателя и машины. Очевидно, что ради такой экономии мне не хотелось терпеть неудобства, ненадежность и сложность конструкции. Как показывает статистика, топливо – это далеко не самая тотальная статья расходов а данном автомобиле, чтоб на нем экономить.

В остальном, для эффективного применения ГБО нужно: иметь более современный двигатель (снижается разница между расходом газа и бензина), минимизировать количество прогревов. Такими автомобилями могут быть: Газели в коммерческом использовании, которые не выключаются целый день, авто для дальних поездок, машины для езды из загорода на работу с большими пробегами.

 

 


Вернуться к списку публикаций